КОРОЛЬ: С дамой поделиться – это святое! Особенно спиртным!!
СЕСИЛЬ: А вы, Александр, вероятно в таком низком жанре, как Бернар не работаете.
АЛЕКСАНДР: Низких жанров, Сесиль, не бывает. Бывают низкие люди потолки.
СЕСИЛЬ: Это верно. Вот я, например, абсолютно низкий человек, – всего один метр шестьдесят девять сантиметров. /Смех./
АННА: Александр! Давайте продолжим прерванный допрос! Вот вы мне можете объяснить такой феномен: полная гибель русской литературы! Просто никого! Немота! Что это означает? Куда делись ваши Чеховы, Достоевские, Булгаковы, Мандельштамы? А где Ерофеевы? Что в России перестали пить? Объясните темной Европе! Мы же волнуемся! Нам скоро совершенно нечего будет читать!
АЛЕКСАНДР: Вы знаете, дорогая тетя Аня, – позвольте мне вас так называть, – мне странным кажется вовсе не это, а то, что вообще еще встречаются люди, которые что-то читают. Я чувствую, что уже очень скоро настанет то время, когда Толстого и Дюма будут печатать только на туалетной бумаге. Потому, что чтобы человек не придумывал, – отказаться от оправления своих естественных потребностей, ему пока не удалось. Таким образом, у человека останется единственное время и место совмещать высокое и низкое.
АННА: Александр! Так вы оказывается пессимист!! Вот в чем дело! Вы разуверились в силе человеческого духа! Тогда перестаньте заниматься искусством! Я вам запрещаю! Вот Бернар – истинный творец! А почему? А потому, что он плотник!
БЕРНАР: Тетя Аня! Ваш виски!
АННА: Молчи! Не перебивай! Я поняла! Мне определенно нужно поехать в Россию и навести там порядок! Понимаете, я не смогу спокойно умереть в маленькой французской деревне, зная, что в огромной России, окончательно погибает литература! Слышишь, Бернар! Я хочу умереть со спокойной душой!
БЕРНАР: Хорошо, хорошо… Только не волнуйтесь так, дорогая тетя!
АННА: А я и не волнуюсь!! Александр, вы, когда уезжаете!?
АЛЕКСАНДР: Через две недели.
АННА: Отлично, я поеду с вами!
СЕСИЛЬ: Дорогая тетя Аня! Я вас очень уважаю, но вынуждена вас огорчить. Вы будете с Александром не одни, – поскольку он меня тоже забирает в Москву!
АННА: Ах, вот как!? Это неожиданный поворот! Так значит вы, Александр, и не режиссер, и не драматург! Вы обыкновенный Дон Жуан!
АЛЕКСАНДР: Дорогие мои! Давайте сделаем просто. Я вас всех заберу с собой в Россию! Всех абсолютно! Ну, в самом деле! Сколько же еще вам здесь мучаться?! Разве у вас тут жизнь? Тоска! А в Москве, у меня комната – семь минут от Кремля – целых восемнадцать метров! Тараканы с ладонь, мыши – как крысы, а крысы – как люди! Поехали!! Перед смертью, всем будет что вспомнить!
АННА: Если это все, правда, – вы должны быть хорошим писателем! Плохо писать в такой обстановке, просто невозможно! Король! Слышишь меня?! Тебе обязательно нужно поехать! Это тебя встряхнет, и добавит сюжетов для твоих творений!
КОРОЛЬ: Я очень серьезно подумаю над вашим предложением.
/Из-за дома появляется Ольга и быстро пересекает двор по диагонали, к каменным воротам. За ней появляется Иван./
ИВАН: Ольга!
/Ольга останавливается у ворот./
АЛЕКСАНДР: Иван, что случилось?
ИВАН: /На ходу./ Все нормально.
ОЛЬГА: Отвези меня домой!! Сейчас же! Дома дети одни!!!
ИВАН: Ольга! /Ольга исчезает в темноте дороги. Иван всем./ Извините. /Быстро идет вслед за ней./
АННА: Похоже, что я опять что-то пропустила!
/ П А У З А. Из –за дома появляется Жаклин. Король входит в галерею. Они оживленно начинают разговор с Татьяной. Звук отъезжающей машины. Жаклин медленно подходит ко всем./
ЖАКЛИН: А что у вас у всех с лицами? У нас, что, праздник уже кончился? Тетя Аня?
АННА: Александр! Я думаю, сейчас самое время, писать большой роман о Кавказе! Как вы считаете?
АЛЕКСАНДР: Очень, возможно.
П А У З А
ЖАКЛИН: Что-то зябко стало. Может перейдем в дом, к камину?
СЕСИЛЬ: Это замечательная мысль! Шампанское у камина, под музыку! Александр!
АЛЕКСАНДР: Я как все.
АННА: Ваша идея, Жаклин, утверждается! Идемте! / Все двигаются в сторону дома./ Александр! И все-таки я хочу услышать серьезные ответы на мои вопросы! Бернар! Сейчас, мы будем пить чай! Ты понял? Не кофе, а чай!
БЕРНАР: Конечно, конечно.
АННА: Нам очень многое нужно обсудить.
/Все скрываются в доме. Почти во всех комнатах зажигается свет. Звучит Азнавур. Свет в галерее гаснет. Скульптуры освещены только лунным светом. Король и Татьяна выходят из галереи./
ТАТЬЯНА: С вами все нормально, Король?
КОРОЛЬ: Абсолютно! Хотя…кажется, выпил немного лишнего.
ТАТЬЯНА: Давайте, я вам помогу.
КОРОЛЬ: Нет, нет, Танечка, что ты! Людям нельзя помогать. Люди должны сами проходить свой путь. Если им начать помогать, – они сразу же перестают быть людьми. Вот! Поэтому сейчас, я иду спать к лошадям!
ТАТЬЯНА: Король!
КОРОЛЬ: Таня! Спокойно. Все очень хорошо./Целует ее./ У тебя все будет хорошо. Да! Спокойной ночи!
ТАТЬЯНА: Может, все-таки…
/Король уходит в конюшню. П А У З А. Песня в доме стихает. Хлопает шампанское. Из дома выходит Жульен./
ЖУЛЬЕН: Ты успокоилась?
ТАТЬЯНА: А что?
ЖУЛЬЕН: Я послал в Женеву согласие. Ты будешь играть.
П А У З А
ТАТЬЯНА: Так не шутят.
ЖУЛЬЕН: А я и не думал шутить. Купаться пойдем?
ТАТЬЯНА:/ Не сразу./ Пойдем.
ЖУЛЬЕН: Я только возьму полотенца.
/Жульен уходит в дом. Татьяна идет по саду, плача, танцуя и напевая. Выключает галлогеновый свет. Из дома выходит Жульен./
ТАТЬЯНА: Я здесь!
ЖУЛЬЕН: /Включив фонарь, идет к ней./ На, съешь персик.
ТАТЬЯНА: Значит скоро в Швейцарию? Правда?
ЖУЛЬЕН: Да.
ТАТЬЯНА: Я люблю тебя!
/Исчезают за домом. Звук подъезжающего автомобиля. В воротах появляется Иван. П А У З А. Садится в кресло. Из дома выходит Жаклин./
ЖАКЛИН: Король, это ты?
ИВАН: Это я?
ЖАКЛИН: Ваня? А где жена?
ИВАН: Это невозможно больше выносить. Я пересадил ее в такси.
ЖАКЛИН: Понятно. А где же Король?
ИВАН: Прости, что я вернулся.
ЖАКЛИН: /Садится в кресло./ Это замечательно. Фу… что-то я устала.
ИВАН: Пообещала подать на развод.
ЖАКЛИН: Вернется в Россию?
ИВАН: Нет. Она ее ненавидит. Сказала, что к детям меня больше не допустит, а дом продаст.
ЖАКЛИН: Может мне тоже продать этот дом? Ничего не получается. Боже, как мне быть?
ИВАН: Жаки…
ЖАКЛИН: Жаки… Больше пятнадцати лет, ты меня так не называл.
ИВАН: Жаки…
ЖАКЛИН: Ладно, иди спать. Там уже ложатся.
ИВАН: В какой комнате?
ЖАКЛИН: В любой.
ИВАН: А ты?
ЖАКЛИН: А я подожду Жульена и Татьяну. Они купаться пошли. Иди. Ничего не надо говорить. Иди.
/Иван уходит в дом. П А У З А. Из-за дома слышится смех. Появляются Жульен и Татьяна./
ЖУЛЬЕН: Мама? Ты чего здесь сидишь?
ЖАКЛИН: Жду вас. Как? Вода теплая?
ТАТЬЯНА: Как молоко.
ЖАКЛИН: А вы Короля не видели?
ТАТЬЯНА: Он спит.
ЖАКЛИН: Спит?
ТАТЬЯНА: Да, в конюшне.
ЖАКЛИН: В конюшне? Это замечательно. Ладно, идите спать и вы.
ЖУЛЬЕН: А ты, мама?
ЖАКЛИН: Я сейчас.
/Жульен и Татьяна уходят. Жаклин подходит к конюшне. Храп коней./
ЖАКЛИН: Тише, Рыжий, тише! Это я.
/Жаклин выходит из конюшни, берет подушку из кресла и снова идет в конюшню./
Рыжий, я кому говорю, не приставай! Слышишь?
/Жаклин выходит из конюшни уже без подушки. П А У З А. Окна в доме начинают гаснуть. Кажется, что в галереи, фигуры Коломбины, Пьеро, Арлекина и Панталоне начали “танец вечных снов”. Жаклин идет к дому. Неожиданно открывается одно из окон. В его проеме появляется сигаретный огонек. Жаклин замирает./
АЛЕКСАНДР: /из окна, негромко./ Жаклин, вы здесь?
П А У З А
Жаклин!?
/Жаклин опускается на порог и плачет./
Жаклин, вы здесь?
/Слышно, как храпит Рыжий./
З А Н А В Е С
Д Е Й С Т В И Е Т Р Е Т Ь Е
/ Позднее утро, на следующий день. Солнце уже высоко. П А У З А. Слышно, как подъезжает автомобиль. У ворот появляется Ольга. Она долго гуляет по двору дома, пытаясь понять, “если кто-нибудь живой”. Из конюшни появляется Король. Он весь в сене, и во всем, что может прилипнуть к человеку, который переночевал в конюшне./
КОРОЛЬ: Бр-бр-бр!!! /Трясет головой/ Доброе утро! Вы уже встали? А почему так рано? Что-то случилось? А что? Мы тут все не в курсе?
ОЛЬГА: Я вижу, что ваш вернисаж удался.
КОРОЛЬ: Мне, кажется, что, да! А вам так не кажется? /Икает./ Что такое?
ОЛЬГА: Кто-то вспомнил.
КОРОЛЬ: Вы думаете? В такую рань, в воскресенье! Странно…/Икает./ Кто бы это мог быть? /Пытается очистить себя от соломы./ Жалко, что вы не остались с нами до конца. /Икает./ Что такое?
ОЛЬГА: Пропустила много интересного?
КОРОЛЬ:/Икает./ Да что ж это такое!?
ОЛЬГА:/Показывая на конюшню./ Там еще кто-нибудь отдыхает?
КОРОЛЬ: Ну, естественно. Кони!!
ОЛЬГА: А-а-а!
КОРОЛЬ: А вам, вероятно, очень хотелось, чтобы оттуда сейчас вылез ваш муж, да? /Икает/ Вам не повезло!
ОЛЬГА: Кстати, вы не могли бы его позвать?
КОРОЛЬ: Я? В таком виде?! Нет. Это исключено. Мне надо сначала сходить на озеро и помыться. Понимаете?
ОЛЬГА: Только рыбу не потравите!
П А У З А