Журналистика как предмет изучения
Чтобы продукт индустрии информации попал к аудитории, надо обеспечить согласованное и взаимоувязанное функционирование множества структур.
1 Информационные агентства, международные информационные сети, пресс-службы, рекламные и другие организации, снабжающие журналистику разнообразными материалами.
2 Выход печатных изданий, теле- и радиовещание обеспечиваются развитой системой технических служб (полиграфия, радиотелевизионная техника, наземные и космические линии связи) с огромной армией работников.
3 Службы «доставки» информации в аудиторию.
4 Формированием и реализацией правовой базы, контрольной деятельностью и т.п. занимаются государственные органы (парламентские комитеты и комиссии, президентские и правительственные структуры, правоохранительные органы), важную роль играют объединения журналистов и т.д.
5 Необходима для журналистики система научных учреждений и учебных центров.
Журналистская наука изучает «жизнь» тех изданий и программ, которые обращены к массовой (притом не только по количеству, но и по характеру) аудитории и которые затрагивают вопросы общественной жизни в широком и разнообразном спектре ее актуальных для массового сознания проблем и явлений, благодаря чему в изданиях и программах создается панорама текущей жизни общества, образ современности. Это главное отличие передают такие употребляемые в качестве синонимов к понятию «журналистика» словосочетания, как «средства массовой информации», «средства массовой коммуникации», «средства массовой информации и пропаганды», «mass media», «средства массового общения» и др.
В качестве основного термина предпочтительным кажется термин «журналистика» (франц. journal «дневник», jour «день»; лат. основа diurnal «поденный») как самый емкий и не имеющий многозначных толкований с уточняющей расшифровкой как система средств массовой информации.
Следующим шагом в формировании представлений о предмете науки и преподавания является представление о журналистике как массово-информационной деятельности, в которую включена совокупность «действующих сил», чьи взаимоотношения и взаимовлияния в реальных условиях определяют и характер функционирования журналистики.
Структура основных понятий курса
Среди множества понятий выделяются основные, узловые понятия, которые принято называть категориями. Для построения системы категорий прежде всего необходимо определить центральную категорию, вокруг которой группируются остальные, связанные с ней.
Основным требованиям центральной категории отвечает понятие «массовая информация. Определение «массовая» несет в себе глубокий смысл и требует серьезного анализа. Прежде всего оно указывает на то, что информация обращена к массе, оказывается доступной для нее, актуальной, интересной, отличается от специальной информации (научной, технической, профессиональной) своей общесоциальной направленностью. Другими словами, массовая информация обращена к массовому сознанию. Выбор линии поведения по отношению к массовому сознанию зависит от социальной позиции журналиста, проявляющейся в информационной политике канала массовой информации.
«Массовая информация» (центральная категория) является основной отправной точкой для развертывания совокупности других общих понятий. Исходя из центральной категории, все другие группируются вокруг нее через ряд цепочек, каждая из которых раскрывает определенную группу взаимосвязанных закономерностей массово-информаци-онной деятельности. Таких цепочек можно выделить пять.
Первая группа категорий раскрывает социальную роль журналистики, определяя, кому и зачем нужна массовая информация: МИ – функция – аудитория – функционирование – результативность.
Вторая – дает представление о социальной направленности и методологических основах деятельности в журналистике: МИ – социальная позиция в журналистике – СМИ как социальный институт – социальные типы журналистики – исторические типы журналистики.
Третья – описывает субъективную сторону функционирования журналистики: МИ – свобода журналистики – журналистская деонтология (представления журналистов о профессиональном долге, реализуемые в журналистском праве, этических нормах, кодексах поведения и др.) – качества журналистов как профессионалов.
Четвертая группа категорий обращена к используемым в журналистике средствам «доставки» массовой информации: МИ – средства коммуникации – каналы и типы изданий и программ – система и взаимодействие – распространение.
Пятая – дает характеристику творческих форм массово-информационной деятельности: МИ – информационная политика – типы творчества – творческие формы – методологическая культура.
Данная система категорий действительна для всех областей знаний о журналистике (теоретического, исторического, социологического).
Вопрос 2
Принципиальная схема функционирования СМИ
Единство принципиальной схемы функционирования СМИ чрезвычайно важно для построения и освоения общих закономерностей журналистики, тогда как различия требуют специального анализа в рамках иных теоретических и исторических разделов науки о журналистике.
Характеристика «действующих сил» системы
Учредитель (У) – государственные или общественные организации, профессиональные и творческие союзы, ассоциации и общества, группы граждан и отдельные лица, создающие газетные и журнальные предприятия, теле- и радиокомпании, продюсерские фирмы, агентства, пресс-службы, издательские фирмы и т.д., располагающие правами владельцев и/или руководителей соответствующих производителей и распространителей массово-информационных продуктов. Деятельность У регламентируется законодательством. Внутренние отношения в редакциях, агентствах, издательствах и др. определяются также и редакционными уставами, кодексами поведения персонала и иными документами.
Руководящие органы (РО) – государственные институты, которые в соответствии с конституционными нормами уполномочены принимать, изменять, отменять различные акты (прежде всего законы), регламентирующие деятельность журналистики. В силу своих политико-правовых функций РО правомочны определять права и обязанности всех участников массово-информационных процессов.
Журналисты (Ж) – штатные и внештатные работники редакций, которые по редакционному уставу определяют направление и характер изданий или программ, ведут авторскую, редакторскую и организационную работу по сбору, обработке, компоновке массовой информации в номера газет и журналов, программ радио и телевидения, выпуски агентской информации и т.д.
Тексты (Т) – произведения журналистов, официальные документы, сообщения агентств, рекламные и другие информационные материалы, предназначенные для публикации, отобранные, отредактированные и скомпонованные в номера, программы, выпуски.
Канал (К) – используемые журналистами средства массовой информации, предназначенные для «доставки» журналистских «текстов» их адресатам.
Массовая аудитория (МА) – та часть общества, на которую специально ориентировано определенное издание (или программа) и к которой оно постоянно обращено (расчетная аудитория), или которая действительно сформировалась вокруг данного издания и считает его «своим» (реальная аудитория), или которую можно привлечь дополнительно (потенциальная аудитория). При этом многие представители аудитории в определенных ситуациях выступают и в роли журналистов, которые точно так же в свою очередь оказываются аудиторией других средств массовой информации.
Социальные институты (СИ) – государственные органы, хозяйственные, профсоюзные и другие организации, партии, союзы, ассоциации, функционирующие в сфере распространения данного средства массовой информации и деятельность которых обсуждается в произведениях журналистов с целью принятия ими определенных решений.
Действительность при этом выступает источником сведений и конечным объектом воздействия журналистики.
Вопрос 3
Факторы порождения текстов и их характеристика
Журналист должен «учитывать» по меньшей мере пять факторов, причем ни один из них не является стоящим «выше» других.
1 Информационная политика учредителя.
2 Информационные запросы, интересы, потребности аудитории.
3 Характер отражаемых явлений действительности.
4 Особенности СМИ (как канала, передающего своеобразные тексты).
5 Личностные особенности журналиста. Именно ему надо решать множество творческих проблем. Авторы пишут по принципу: не могу молчать.
Вопрос 4
Семантическое наполнение понятия «журналистика»
Понятие «журналистика» имеет очень широкое семантическое наполнение.
1 Журналистика как особый социальный институт, система различных учреждений. Это – газетные, журнальные, книжные редакции, издательства, теле- и радиоорганизации, агентства, пресс-центры и т.д. (учредителями которых также выступают различные институты). Собственно журналистские институты не могут успешно выполнять свои функции без обслуживающих их учреждений (к ним относятся службы наземной и космической связи, организации, занимающиеся «доставкой» информации, полиграфические предприятия, кинофабрики и т.д.). Учебное и научное обеспечение журналистики осуществляется университетами и другими учебно-научными центрами.
2 Журналистика как система видов деятельности, необходимых для нормального функционирования этого социального института.
– деятельность по созданию газет, журналов, теле- и радиопрограмм, по организации функционирования агентств, информационных служб и других институтов журналистики, по разработке и реализации информационной политики;
– организаторская работа – создание коллективов, налаживание массовых связей и отношений с другими социальными институтами, проведение научных исследований, участие в подготовке кадров и т.д.;
– творческая деятельность по сбору и обработке информации, созданию произведений для газет, журналов, бюллетеней информации, теле- и радиопрограмм.