3 Журналистика как совокупность профессий, важных для обеспечения всех областей ее деятельности. Помимо традиционных профессий, определяемых основной работой – авторской (корреспондентской), редакторской, организаторской, – в современной журналистике все более важное место занимают специалисты по менеджменту, маркетингу, рекламе, инженерному обеспечению (в частности, инженеры связи, видеоинженеры, программисты и операторы ЭВМ и т.д.), для успешной деятельности которых требуются профессионально-журналистские ориентации.
4 Журналистика как система произведений, для подготовки которых требуются работники разных профессий, обладающие специфическими знаниями, навыками, способностями. Под системой произведений следует понимать не только журналистские произведения, подготовленные авторами, а затем скомпонованные редакционными работниками в номера газет и журналов, в программы телевидения и радио, в бюллетени агентств, но и разнообразные непубликуемые произведения журналистики (программные сетки, сценарные и режиссерские планы), различные внутриредакционные материалы (планы работы, обзоры писем, сводки рекомендаций и т.д.), ответы на письма читателей, обращения в различные институты.
5 Журналистика как комплекс каналов передачи массовой информации, использующих различные средства коммуникации (печать, радио, телевидение) и образующих разнообразные типы изданий и программ (общенациональные и местные, общие и специализированные по аудитории, тематике, сфере экономики, области жизни, характеру социальной позиции, направленности, творческому облику и т.д.).
Журналистикой часто называют и совокупность учебных дисциплин, и особую отрасль науки.
Вопрос 5
Многозначность понятия «массовая информация»
В теории журналистики понятие «массовая информация» является базисным. Именно через характеристику деятельности журналистики по сбору, обработке, компоновке, распространению массовой информации проявляется сущность журналистики как особой сферы социальной деятельности.
При рассмотрении массово-информационной природы журналистики возникают трудности. Одна из них – сложность овладения содержанием понятия «массовая информация» как начальной категории и всей системы знаний о журналистике. Трудно и логически, и психологически, на поверхности имея дело с «самым простым», вскрыть огромной сложности явление. За внешне простым содержанием категории «информация» скрыты сложные внутренние пласты знаний.
Вторая трудность, непосредственно связанная с первой, – это многозначность употребления в повседневной жизни слов «массовая» и «информация». Определение «массовая» кроме основного значения иногда употребляется для обозначения низкого качества.
Употребляемое в словосочетании «средства массовой информации» прилагательное «массовый» приобретает следующий смысл:
– направленность на массу при отсутствии непосредственного контакта независимо от величины и пространственной рассредоточенности аудитории;
– соответствие нуждам этой массы в информации, ориентирующей в социально значимых явлениях и проблемах, затрагивающей широкий круг экономических, социальных, духовных интересов массы, и обеспечение ее сведениями, которыми она может оперировать как своими в разных сферах жизни;
– стремление к созданию единой позиции массы по касающимся ее вопросам, интеграции ее в социальную общность и выработке единой активной позиции по этому кругу вопросов с приближением к общечеловеческим суждениям нормам;
– доступность информации для массы (бесплатное поступление информации или за небольшую плату, удобный режим потребления – дома, в дороге, на работе, рядом с местом постоянного пребывания и пр.), простота формы, способствующая легкому усвоению;
– возможность одновременного получения массовой аудиторией (при непрерывности, стабильности поступления, периодичности выпуска) информации; регулярность появления рубрик, циклов, постоянных блоков материалов;
– открытая возможность для всех желающих участия в работе средств массовой информации в разных ее формах (письма, сотрудничество, работа на общественных началах и т.д.).
Массовая информация, наряду со специальной (соответствующей профессиональным занятиям, общественной деятельности, любительским увлечениям и пр.) и индивидуально-личностной (включающей неповторимый, уникальный личный опыт, знания, представления) в их своеобразном для каждого человека сочетании и взаимоотношениях, создает основу духовного мира личности, «информационный базис» системы ее отношений и деятельности.
Вопрос 6
Неоднозначность понятия «информация»
Слово «информация» в журналистике также используется неоднозначно, традиционно употребляясь в трех тесно связанных между собой знания:
– совокупность кратких некомментированных сообщений об актуальных новостях внутренней и международной жизни;
– наименование группы жанров, предназначенных для сообщения новостей (информационные жанры: заметка, отчет, репортаж, интервью);
– «информацией» иногда называют жанр заметки.
Это узкие значения данного слова, и если использовать его именно в этих значениях, то окажется, что не все материалы номера газеты или программы телевидения являются информацией (статья или памфлет, телеочерк или документальный фильм).
Термином «информация» в наше время следует пользоваться в широком смысле – это вся совокупность сведений (вербально (словесно) и невербально зафиксированных), которую несет журналистика аудитории. А то, что в журналистике традиционно принято называть «информацией», – это только часть информации в широком смысле этого слова, а именно событийная информация, сведения о новых фактах. Наряду с событийной в информационном потоке журналистики присутствует комментированная и фундаментальная, художественная и публицистическая информация.
Принятая, потенциальная и реальная информация
Журналист, собирая и осмысливая сведения о действительности, создает свое произведение и фиксирует его текст на каком-то материальном носителе. Затем этот текст, отредактированный и скомпонованный с другими в номер газеты или программу ТВ (РВ), передается в аудиторию. Текст в системе Д>Ж>Т>А может рассматриваться лишь в качестве носителя потенциальной информации, поскольку хотя он и рассчитан на аудиторию, но до «встречи» с ней неизвестно, будет ли он «работать».
Потенциальная информация сработает лишь в том случае, если «достигнет» аудитории. Поэтому собственно информацией в тексте оказывается лишь то, что и как принято и освоено аудиторией.
Не случайно в науке об информации это положение является отправным моментом, а разделение сообщения и информации принципиальным. Сообщение – это еще не информация, только в соприкосновении его с «потребителем» появляется (выделяется, порождается) информация; информацией является сработавшее в сообщении, использованное аудиторией.
Во взаимодействии текста с аудиторией (Т>А) объективно выделяются два акта. Первый – отбор из номера газеты (программы ТВ) нужных аудитории текстов (сообщений), и далее – отбор из этого текста того, что оказалось интересным, понятным, полезным, важным для аудитории. Часть текста, которая «взята» аудиторией, – это принятая информация. Принятая информация всегда составляет какую-то часть объема потенциальной информации (лишь в идеальном случае, когда без потерь «взято» все сообщение, принятая информация равна потенциальной).
Второй акт – это переработка принятой информации, перестройка сознания и поведения аудитории под ее влиянием. «Перестройка» в сознании аудитории под воздействием принятой информации есть реальная информация.
Журналист должен понимать, что не все переданное оказывается принятым и тем более адекватно освоенным. Поэтому, исходя из знаний аудитории, он обязан налаживать такие взаимоотношения с ней, при которых потенциальная информация максимально полно станет принятой, а затем реальной.
Вопрос 7
Проблема эффективности взаимодействия текста с аудиторией. Понятия информационной насыщенности текста и ее информативности.
Становится очевидной не только проблема адекватности познания журналистом действительности и фиксации полученного знания в тексте, но и проблема эффективности взаимодействия текста с аудиторией. Применительно к концепции информации это, с одной стороны, проблема информационной насыщенности текста, т.е. наличия в нем большого объема потенциальной информации и соответственно высокой предполагаемой потенциальной эффективности; а с другой – проблема высокой информативности текста, т.е. максимальной реализации его потенций при «столкновении» с аудиторией, что соответственно означает его высокую реальную эффективность. От уровня информационной насыщенности текста зависит его действительная информативность – степень перехода потенциальной информации в принятую и далее переработка ее в реальную информацию.
Вопрос 8
Прагматическая, семантическая, синтактическая адекватности текста
Практические правила формируются в соответствии с тремя этапами, или сторонами, массово-информационного процесса: 1) отображением действительности; 2) созданием текста произведения; 3) освоением текста аудиторией. И «текстовую» деятельность журналиста как «знаковую» можно описать с трех сторон: семантической, синтактической и прагматической.
1 Семантика (греч. semantikos «значимый, обозначающий») текста – это характеристика его отношений с действительностью (что и как отображено).
Семантическая адекватность предполагает соответствие текста той реальности, которую отражает журналист. Теоретически очевидно, что информационная политика средств массовой информации должна предполагать целеустремленную деятельность по созданию такой информационной модели действительности, которая позволяла бы массовой аудитории точно, глубоко, всесторонне ориентироваться в явлениях, процессах, тенденциях и закономерностях социальной жизни. При этом система журналистских текстов с семантической стороны должна оптимизироваться при сборе, компоновке и распространении информации так, чтобы было реализовано правило необходимого разнообразия информации и ее избыточности.