Учитывая социальное предназначение журналистики как системы задач по адекватному информационному обеспечению жизнедеятельности массовой аудитории и социальных институтов в соответствии с их информационными потребностями, необходимо подробно рассмотреть все «пространство функций» во всем их разнообразии и взаимодействии. Только после выработки представлений о системе «первичных» функций и формирования знаний и умений для их выполнения можно решать важные для каждого журналиста проблемы «вторичных» функций, связанных с реализацией личностно важных задач.
Это «пространство функций» очень широкое и продолжает расширяться, что связано с повышением роли информации в жизни общества, вступающего в «информационную эру», и быстрым ростом значения массовой информации.
Вопрос 21
Идеологические функции
Понятие «идеология»
Идеология – это система взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и способы их разрешения, определяются цели и средства (программы) социальной деятельности государственных образований и общественных объединений по поддержанию status quo или преобразованию социальных отношений в соответствии с интересами и потребностями носителей данной идеологии.
Идеологические представления (политические, экономические, правовые, этические, эстетические, философские, религиозные или атеистические) играют роль «путеводителя» их носителей по жизни, определяют подходы к пониманию и оценке окружающего, формируют отношение к различным явлениям жизни, стремления и поведенческие реакции.
По мере расширения участия масс в политической жизни возрастала роль и расширялась область деятельности журналистики в сфере идеологии.
Проблема «деидеологизации», «переидеологизации», «реидеологизации»
Деидеологизация: идеологические подходы распространяются на сферу, где они объективно не должны применяться.
Реидеологизация: деидеологизация заходит слишком далеко и для установления верного понимания явлений жизни требуется «вернуть» идеологический подход в другой, измененной и улучшенной форме.
Переидеологизация: в случае отхода от одних идеологических позиций и перехода на другие.
Идеология и социальная ориентация
Журналистика разных социальных ориентаций стремится идеологическими средствами создать и укрепить в своей аудитории определенный тип сознательности как единства сознания и самосознания.
Сознание как «внутренняя модель» внешнего мира представляет собой совокупность представлений об окружающем мире во всем богатстве его проявлений – от единичных фактов до глобальных законов, от суждений об отдельном человеке до понимания сущности человека и судеб человечества.
Самосознание характеризуется прежде всего осознанием себя, своего места в мире и системе отношений, пониманием цели и смысла своей жизни, своих интересов, целей и путей их достижения.
Сознательность как осознание мира и своей роли в нем, своих нужд, интересов и целей, своего места в системе человеческих отношений выступает направляющей силой поведения, является определяющим фактором социальной активности.
Формирование сознательности .выработка идеологических представлений осуществляется как в ходе самоориентации людей, так и под влиянием деятельности различных идеологических институтов, ставящих своей целью всестороннюю социальную ориентацию больших групп людей. Журналистика способна отслеживать быстро меняющуюся обстановку и тем самым способствовать в случае необходимости переориентации массовой аудитории.
Социальная ориентация – это умение разбираться в окружающей обстановке, понимать и оценивать социальные явления, выявлять их значимость для себя и влияние на протекающие процессы и в соответствии с этим определять свое к ним отношение, вырабатывать позицию, цели, направления и характер деятельности. Процесс ориентации имеет две стороны процесса – это ориентация человека в окружающем мире и ориентация его на достижение определенных целей в соответствии с его идеалами и оценками действительности.
1 Ориентированность включает осознание того, что существует в реальной жизни. Задача журналистики заключается в том, чтобы дать целостное представление о жизни, а не разрозненные факты и отрывочные сведения об отдельных ее явлениях.
2 Ориентированность в исторической перспективе предполагает составление представления о ближайших и более далеких целях, вытекающих из системы ценностей и идеалов.
3 В ходе ориентации при сопоставлении представлений о «желаемом будущем» с реалиями настоящей жизни возникают оценочные суждения «о том, что есть».
4 Ориентация предполагает овладение представлениями о совокупности норм – тех способах, методах, средствах, применение которых будет способствовать достижению ближайших и перспективных целей, приблизит «желаемое будущее».
Таким образом, ориентирование осуществляется в том же русле, что и информирование (информационный процесс организуется ради достижения ориентированности, а это требует передачи дескриптивной, преспективной, валюативной и нормативной информации).
Ориентация в действительности под влиянием СМИ бывает:
– широкая, глубокая и истинная (верная ориентация);
– слабая, неполная, противоречивая, нечеткая (неопределенная ориентация);
– широкая, развернутая, но неверная (дезориентация).
Уровень объективной ориентированности масс характеризует меру ответственности журналистики перед обществом и степень реализации творческих возможностей редакционных коллективов.
Вопрос 24
Культуроформирующие функции СМИ
Культура – это выраженный в созданных людьми материальных и духовных ценностях, в характере и формах отношений между людьми уровень развития общества и составляющих его групп, слоев, отдельного человека с его творческими силами и созидательными способностями.
Культуроформирующая функция журналистики заключается в том, что, будучи одним из институтов культуры общества, может участвовать в пропаганде и распространении в обществе высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека. Цель культуроформирующей функции – обогатить внутренний мир человека как самоценной личности. Главной задачей журналиста является высокопрофессиональное «обслуживание» предпочтений, стремлений и увлечений аудитории, сформировавшихся на базе ее собственного выбора.
Журналистика, благодаря широкому развитию системы каналов передачи информации, делает культуру доступной для самых широких кругов.
СМИ и «массовая культура»
Заботясь о духовном развитии личности, журналистика способна противостоять разрушительному воздействию так называемой «массовой культуры», рассчитанной на неразвитый или извращенный вкус. При этом важнейшей задачей журналистики оказывается формирование действительно массовой культуры, т.е. реальное приобщение самых широких масс к подлинной культуре. В том, какая культурная политика характеризует те или иные СМИ, ясно проявляется понимание ими своей роли в формировании культуры масс и их направленность на ее реализацию.
Воспитывая уважение к культуре, журналистика достигает результатов и в области повышения общей культуры населения, и в области пробуждения творческих потенций масс.
Рекламно-справочная функция СМИ участвует в развитии культуры на бытовом уровне.
Вопрос 25
Рекламно-справочная функция СМИ
К справочным материалам в журналистике примыкает реклама. Реклама является огромным источником средств для журналистики.
Реклама формирует культуру потребления, но она может принести и вред, навязывая товары и услуги, не соответствующие действительным нуждам потребителя, формируя чрезмерные и ложные потребности. Связывая стандарты потребления с характером образа жизни, реклама тем самым выполняет идеологические функции.
Рекреативная функция СМИ
Рекреативную функцию называют также гедонистической, развлекательной или функцией релаксации. Ее цель – создание условий для отдыха, интересного проведения досуга, приятного заполнения свободного времени, снятия усталости и напряжения, восстановления и укрепления душевного покоя и равновесия.
Произведения развлекательного плана обладают и культурно-идеологическим зарядом, и важно, чтобы журналисты следили, чтобы содержательно эта информация не противоречила характеру идеологического направления СМИ, соответствовала высоким стандартам.
Рекреация – это не только отдых, поддержание хорошего психического тонуса, душевного равновесия, снятие напряжения. Рекреация способствует развитию интеллекта, мыслительной деятельности. При этом особое значение имеет художественный и интеллектуальный уровень и направленность материалов журналистики.
Важна выработка верной информационной политики, характер которой связан с принципиальной социальной позицией изданий и программ.
Вопрос 26
Функции журналистики как система
Систему функций журналистики пронизывает забота о человеке, о его духовно-идеологическом развитии, достойных социальных условиях жизни, материальном благополучии.
Все функции журналистики (идеологические, культурно-образовательные, рекламно-справочные, рекреативные и непосредственно-организаторские) реализуются в единстве, комплексно.
Текст может быть монофункциональным, даже если в нем будет представлено несколько функций (пусть слабо).
Есть тексты с доминирующей функцией, когда превалирует главная функция, но различимы и другие.
В полифункциональных текстах более или менее равноправно реализуется несколько (или даже вся совокупность) функций.
Полифункциональная по своей природе журналистская деятельность в разнообразных формах реализуется не только в совокупности произведений, но и в отдельном журналистском тексте. Наибольшее внимание привлекает именно полифункциональный текст.
Функции журналистики реализуются в зависимости от социальной позиции, которую вырабатывают журналисты и реализуют в СМИ различных общественно-политических ориентаций.