Снимает очки. Близоруко смотрит на девушек. Одевает обратно.
В настроении девушек происходит какая-то резкая перемена.
ПЕРВАЯ (брезгливо). Лида, а это что за гомики?
ВТОРАЯ. Пойдём Степанида, пойдём. Лёнчик же обещал заехать. На Бумере. На тонированном.
Уходят.
ПЕРВАЯ (не оглядываясь). Гомики.
ДИМА. Да ладно… это я так… пошутил. Шутка юмора. Вы чего…
Слава отвешивает Диме добрую полбу.
СЛАВА. Во дурак! Это ж надо всю мазу испортить. Я им тут Лао-Цзы цитирую, а этот…
Те рот надо зашить, чтоб всю жизнь помалкивал. А… к чёрту.
Слава машет на Диму рукой. Уходит.
ДИМА. Я ж как лучше хотел. Творчески. С чувством юмора. Слав подожди. Что теперь из за девчонок дружбу портить.
Бежит за Славой.
ДИМА. Слав, постой! Пошли до Алисы, она Маяковского нам…
6
Двор возле Диминого дома. Под подъездом скамейка. На ней две старушки. Подкармливают крошками голубей.
СТЕПАНИДА (разбрасывая голубям хлебные крошки). Я после смерти, Лидочка, собираюсь покоиться на кладбище. На кладбище. Да. Как все. В могилке.
ЛИДА. Ой, совсем со слухом у меня туго стало, что ты там? Что кумечишь?
СТЕПАНИДА. Я местечко ужо с чудесненьким видом облюбовала. Там тополь есть (Имитирует руками тополь.), весь такой статный – пристатный, поганец такой эдакий, так и норовит ветвями запутать. Оградка, с чудной окаемочкой, небольшая теплица для кабачков, в зиму отопляемая, да и баклажан, скажу я тебе, о-го-го, какой вымахает, с правильными-то удобрениями. Сама поди знаешь, какие легенды про навоз то мой – народом сказываются.
ЛИДА. Да, навоз то твой всему нашему селу известен. От него помидор…
СТЕПАНИДА. Правильно говорить не помидор, а томат. Томат, понимаешь?
ЛИДА. Фу ты, брось, какой ещё томат? Мне-то что как правильно? Подь ты к чёмору. Подь ты! (Толкает Степаниду, а та её.)
Появляются Слава с Димой. Подходят к старушкам.
ДИМА. Привет, ба.
Старушки поднимают взор.
СТЕПАНИДА. Этож внучёк мой! Едрень капель.
ЛИДА. А с ним кто? (Всматривается.) Мой поди?
ДИМА. Это Слава. Мой однокашник.
СТЕПАНИДА. Етти какой.
ЛИДА. Нос ещё погляди, с горбинкой как у Сусанина у Ивана, я его на карточке видела.
СЛАВА. Здрасти.
Поднимает руку в знак приветствия.
СТЕПАНИДА. Ишь ты, Здрасти тебе, а по мордам?
ДИМА. Ба.
ЛИДА. Какая я тебе ба?
ДИМА. Это я не вам.
СЛАВА. Это он мне.
СТЕПАНИДА. Ишь ты. Касатик-касатик, у-тю-тю. (Изображает пальцами не понятные автору манипуляции.) Егоза-егоза, забодать-забодаю.
СЛАВА. Что это с ней?
ДИМА. Старческий.
СЛАВА (шёпотом). Может пойдём?
ДИМА. Ну мы пойдём.
СТЕПАНИДА. Куда это?
ДИМА. Да вон на качель. Покачаемся.
ЛИДА (шёпотом Степаниде). Скажи ему. Пусть сёдня домой то не возвращается.
СТЕПАНИДА. Домой то сёдня не возвращайся.
ДИМА. Да пошли вы.
Дима со Славой уходят во двор. Залазят на качель.
СТЕПАНИДА. Так вот, сбили то меня. Я ж совсем о другом. Я ж на той неделе в столицу ездила. На автобусе. Фотографироваться. К известному фотографу, он портфолио всем знаменитостям делал. Портфолио. А Лидка, слышишь? Всем знаменитостям. В общем, вышла я на карточках замечательно, сама даже удивилась, как так вышла. Как в 44ом под Курском, в райисполкоме с Толей Прокопычем – танкистом. Вот Лидочка погляди, у меня с собой. (Достаёт из тесёмки несколько снимков.) Помоги выбрать какой из них к памятнику прибить. Какой из них. Никак определиться не могу. Ой, никак.
ЛИДА. Я даже не знаю, что тебе и сказать, сестричка-каторга! И тот и этот. Мне кажется оба хороши по-своему. Раскрывают так сказать тебя с разных сторон. Тут ты более раскрепощённая, а там неимоверно задумчивая. Право, лучше тебе оба на памятник вывесить. Право, оба. Вывесь. Не пожалеешь.
СТЕПАНИДА. Ой, Лидочка и я так считаю. А ещё хочется шафранов побольше. Беленьких с грядки моей. И чтоб весело всем было, как на празднике! Я приглашения уже всем выслала. Открыточки! Молодёжи толпа соберется. Я чтоб они не заскучали Dj наняла. Аппаратуры заказала, колонок погромче. Греметь буду на всю Сысерть. На всю Сысерть – матушку, столицу нашей родины! Таблеточек, грибосов галлюциногенных взять не забыла. Всем хватит, а то этим паршивцам эдаким не угодишь. Ой, не угодишь. Хочу, чтоб танцы-пляски зажигательные и для души баяниста Анатолия Прокопыча… как не знаешь? Ведь в соседнем доме живёт. На гармонике наигрывает. Преподаёт ещё у моего внука физику. Я Лида как-то раз видела, как Толя то Прокопыч домой парня приводил. В кепке такого. Лысенького. Я подозреваю, что Толька то Прокопыч во связь запретную с учениками воступает.
ЛИДА. Дак, он же того…
СТЕПАНИДА. Как это того?
ЛИДА. Ну, скончался скоропостижно ещё при царе – батюшке.
СТЕПАНИДА. Ты это Лида не болтай! Не болтай всякую околесицу. Нече. Нече собирать. Нече! Анатолий Прокопович живее всех живых! Мне мой Славка про него каждый вечер рассказывает. Это учитель евоный.
ЛИДА. А я не болтаю. Не болтаю! Он ж белогвардеец был. Белогвардеец. Коня ещё его звали… как же коня то звали? Имя такое ещё из трёх слов… складное. А вспомнила. Вспомнила! Степан Обухович Перетранжира. (Встаёт, украшая жестикуляцией весь свой словесный поток.) Да, да. Так и звали Степан Обухович Перетранжира! Собственной персоной. Как вспомню Тольку то, с саблей за поясом. Как он трёхпалым свистом – зарычит, на всю округу нашу! Коня подзывая, тот несётся к нему стремглав, копытами со всей улицы пыль столбом поднимая! Ржёт: иго-го, иго-го!
Садится. Хватается за лицо. Вертит головой.
ЛИДА. Крааасооота то какаяяяя…
СТЕПАНИДА. Ой, память моя девичья, совсем же позабыть успела. Старая почти стала. (Пауза.) Ой, отвлеклась ведь. В общем, начало в десять вечера. Вход только по пригласительным. Face Control, Dress Code и Free Drink по билетику. Прям прикрою зенки и гляжу как наяву. Все веселятся, (встаёт со скамейке, жестикулируя) свистят, кричат «Опа-о-па-па! Давай, давай, давай!!! Вставай – стараяяяя!!!», а я лежу такая румяная, под саваном и делаю вид, мол никого не замечаю. Побоку мне. По-бо-ку. А в самый пик веселья возьму, да как выскочу из гроба и закричу во всю глотку натерпевшуюся: «Одни гомики на танц-поле! Ну-ка Dj давай нашенскую, пенсионную на всю катушку!!! Врубай, что есть мочи!!!»… Ой, Лидочка, прости меня грешницу. Всё о себе, да о себе. Ты то, как собираешься смертушку костлявую удивить?
ЛИДА. Я, сестричка-каторга, шумихи особой не хочу поднимать. Да и внучат тревожить не стану. Просто в антресоль меня от шифоньера. Ну, от комода, видела же, когда с гостинцами ко мне захаживала. Вот-вот. В комодик меня покладите. В китель фронтовой укройте. С медальками моими военными и под: «Товарищ Сталин, вы большой учёный, в языкознание знаете вы толк, а я простой советский заключённый и мне товарищ серый Брянский волк…». Отнесите меня на Широкую речку, а дальше я как-нибудь сама, своим ходом доберусь… попутчиков может встречу, кто его знает?
СТЕПАНИДА. Да, ты права, Лидочка. Кто его знает, может и встретишь.
ЛИДА. Знаешь что, сестричка-каторга, тебе я скажу?
СТЕПАНИДА. Да, Лидочка, знаю. Как тут не знать-то. Столько лет то вместе. Столько лет на одной кровати Содому то с Гоморрой придаёмся.
ЛИДА (вскочив со скамейки). ПОДЬ ТЫ К ЧЁМОРУ! ВЕДЬМА! ПОООДЬ ТЫ К ЧЁМОООРУ!!! СТАРАЯЯЯ…
Птицы, клюющие хлебные крошки разлетаются.
Между старушками начинается побоище.
7
Класс 9ого «В». Физик сидит на учительском столе. В руках его аккордеон. Наигрывает задушевный мотив. Коляна на доске рисует дерево. На голове его отсутствует какая-либо кепка. В классе больше никого нет.
ФИЗИК. Я тридцать лет шпарю на гармонике. Всю душу людям. Понимаешь? Душу всю им.
Играет, напевая.
ФИЗИК (прекратив игру). Забыл как там тебя? Ах вот! Коляша ты Коляша. Коленька. По что так? Вот скажи мне. Ответь. У меня жена. Детей двое. Старший в армию пошёл. Родину от кочевников защищать. Младший в садике на утренниках в ёжика перебинтовывается. А тут ты такой. Всю душу мне вымотал. Ещё эта, как её там?
Коляна рисует на доске дерево. Его рука дрожит. Лицо опущено. Иногда он потирает нос.
ФИЗИК. Всёж хорошо шло, отлично. Мы никому не мешали. Я те трояк за четверть натягивал. Жили не тужили. Ты в свою очередь мне внимание уделял. Прям вспомню времена, душа радуется, а щас… (Молчит, растягивая гармонику.) Мы ж с тобой в один день родились. Знак это. Знак. Нас это и объединило. Сблизило. 14ое февраля. В день всех влюблённых. Водолеи мы. По знаку то. Водолеи. Льём, льём воду. А куда? С какой стати? Зачем? Водолеи мы. Ты да я. Ты водолей. (Указывает на Коляну пальцем.) Я водолей. (Хихикает.) А вместе мы… водолеи. Чтож с нас взять то?
Коляна бросает занятие рисованием. Падает в ноги к физику.
КОЛЯНА (на глазах слёзы). Толечка, Толечка Прокопович, Толечка…
Физик гладит Коляну по головке.
ФИЗИК. Ну что ты, что…
Появляется Девушка, в её руках мокрая тряпка. Смеётся. Подходит к доске. Стирает нарисованное дерево. Уходит.
КОЛЯНА (в слезах). Не могу, я не могу так, сил моих нет, Толечка, пожалуйста… не могу, сил нет… я сегодня… сегодня на остановке…
ФИЗИК. На троллейбусной?
КОЛЯНА. Там, там… Алису… Алису… Алиса там… вот и сейчас только что, вы видели, видели? как она с доски стёрла…
ФИЗИК (Вскакивает со стола, откинув в сторону гармонику.). Цыц! Не вздумай. (Трясёт Колянову головку.) Понятно? Об Алисе ни слова! Ясно тебе?! Ни слова. В тюрьму захотел? Нам же обоим пожизненное припаяют! Обойм!
КОЛЯНА. Зачем вы меня заставили, зачем? Я же не хотел, не хотел её…
ФИЗИК (подбоченившись). Скажите пожалуйста. Не хотели мы. Белорученьки. А кто её, с вашего позволения, заставлял?
КОЛЯНА (с пола). Она бы никому, никому, ни слова не рассказала.
ФИЗИК. Никому ни слова? Я таких знаю! К ним доверия никакого. Тут же, тут же любую тайну вынесут на достояние общественности. (Нервно ходит по классу.) Вот скажи, зачем подглядывать ей приспичило? Что её потащило, что?
КОЛЯНА. Она не специально, тетрадку в классе забыла, вот и вернулась.
В дверях появляется Девушка. Смеётся.
ДЕВУШКА. Я тетрадку забыла, вот и вернулась. А вы тут я смотрю прелюбодеянити? (Смеётся.) Не хорошо.
ФИЗИК. Не мешай.
КОЛЯНА (шёпотом). Алиса…